Что такое эффективное управление

Отправлено 17 нояб. 2011 г., 0:36 пользователем Ayrat Mukhametshin   [ обновлено 17 нояб. 2011 г., 6:45, автор: Работа КА ]


Не нужно быть семи пядей во лбу для того, чтобы четко уяснить простую вещь: чем более интегрированными и совместимыми являются системы и инструменты управления всеми процессами, услугами, оборудованием и ремонтом на предприятии, тем более четко можно контролировать все процессы, протекающие внутри и извне бизнеса, а значит и конечный продукт, или услуга, будут высококачественными.

Так почему же тогда мы до сих пор пытаемся уповать на хваленых «антикризисных менеджеров» и «управленцев высокого класса», единственная задача которых — хорошо понимать бизнес в виде единого целого и живого организма, где все взаимосвязано, а качество работы уборщика отражается на производительности топ-менеджеров? Ведь по-сути единственное, что нужно сделать — это интегрировать и запустить такую систему информационной поддержки решений и управления физическими активами, которая сможет определить роль каждого ее участника, выдать ему порцию обязанностей и следить за их исполнением. Это легко сказать и гораздо сложнее реализовать, особенно если мы говорим о крупных, транс-национальных компаниях и корпорациях, которые редко специализируются на «выпуске карандашей». Энергетика, логистика, банковское дело сегодня усложнилось до такой степени, что руководству требуются специфические инструменты для того, чтобы адекватно (по времени и силам) и эффективно руководить операционной, то есть текущей, деятельностью.
Но для того, чтобы рассуждать на эту тему, ее нужно подкрепить фактами. Поэтому именно с этого я и начну — с фактов.


Факт первый — физические активы
Физические активы, или фонды — это то, что используется предприятием для получения конечного продукта, который поступает потребителям. В нефтяной отрасли это нефтяные вышки и нефтеперерабатывающие заводы; в логистике — это средства транспорта, пути и способы сообщения (самолеты, поезда, автомобили). В общем смысле, для большинства компаний и различных видов бизнеса, физическими активами являются наличность, оборудование, запасы на складе, а также собственность, принадлежащая бизнесу. Их противоположностью, являются, соответственно, нематериальные активы — интеллектуальная собственность, ПО, соглашения, а также ваш интеллектуальный капитал, используемый для того, чтобы весь бизнес приносил ощутимый результат, то есть прибыль.
Это кажется на первый взгляд очевидным, но мне важно подчеркнуть различие между физическими активами (в дальнейшем — фонды) и бухгалтерскими активами, то есть левой стороной баланса активов/пассивов. Теперь, когда каждый понимает, что из себя представляют фонды, можно идти дальше.


Факт второй — интегрированные фонды
Представьте себе ситуацию, в которой вы, человек из плоти и крови, пытались бы использовать интеллект другого человека, как свой собственный, не привлекая этого самого стороннего человека к непосредственной работе. Фантастика? Более чем.
Но на самом деле примерно так выглядит пример неумелого использования физических активов. Когда компания, в чьем распоряжении находятся заводы, цехи, склады, оборудование, служба доставки и т.д. пытается выстроить работу каждого из этих элементов не формируя единой цепочки, это напоминает именно попытку создать что-то, о чем никто не имеет понятия. Другой пример из той же серии — это команда высококлассных специалистов, каждый из которых говорит на своем языке (уже более реальная ситуация). До тех пор, пока они не интегрируются, то есть не выработают один нормативный язык общения, работа не начнется. 
Теперь вы понимаете, почему интегрированные фонды лучше распределенных, с точки зрения управления ими. От их надежного функционирования в бизнесе зависит абсолютно все: качество продукта, своевременность его выпуска и поставки и выполнение других требований. Это и есть та причина, по которой в современной экономике огромная роль уделяется дисциплине управления фондами и информационными системами, за счет которых они существуют (в современном бизнесе большая часть фондов представляет собой именно информацию, данные первостепенной важности).

 

Факт третий — единая система управления интегрированными фондами
Кроме интеграции у большинства фондов есть еще одно уязвимое место — это управление ими. Представьте, что вы генеральный директор нефтедобывающей компании, чьи месторождения разбросаны по всей площади огромного государства, такого как Российская Федерация — именно так это и выглядит в реальности. Вам нужно создать централизованную систему управления распределенными активами для того, чтобы в режиме реального времени следить за производительностью каждой отдельной части общей цепочки. При этом критически важно, чтобы не было задержек производства, лишние шаги были извлечены из схемы поставок, а качество продукта было неизменно высоким.
Это комплексная и сложная проблема, над решением которой бьются самые светлые умы, но только в последние десятилетия начало появляться решение, сегодня доступное любому желающему. Желающему сократить издержки, в первую очередь, и строить бизнес нацеленный не только на получение прибыли, но и на выживание в любых условиях.
Западные исследователи из США и Великобритании, проводившие исследования в этой области, говорят следующее: разумное и эффективное построение процессов техобслуживания снизит простои оборудования на 5-20% в зависимости от отрасли, срок его полезного использования увеличится на 5-30%, а производительность персонала на 5-50(!)%. В полтора раза больше работы значит в полтора раза больше прибыли.
Еще одна причина, по которой сегодня очень востребованы системы управления фондами, заключается в современных экологических нормах и стандартах, а также своевременном обнаружении критических проблем безопасности. Никто не хочет повторения Чернобыльской истории, или второй Саяно-Шушенской ГЭС, никому не нужна еще одна шахта «Распадская». Увеличение надежности активов и увеличение их жизненного цикла — еще один фактор, вытекающий из эффективного использования фондов.


При чем здесь IBM?
Все просто: компания IBM уже не один год занимается разработкой EAM-систем (Enterprise Asset Management — управление корпоративными фондами). Все началось с приобретения компании MRO Software в 2006 году, после чего IBM включила собственные разработки в продукцию MRO и с тех пор является лидером на рынке систем эффективного управления активами (данные Gartner за 2010 год). Для того, чтобы понять, почему решение IBM выгодно отличается на фоне всех конкурентов, я, пожалуй, приложу картинку.



Платформа Maximo обладает одним очень важным качеством — она представляет из себя конструктор, включающий в себя все подсистемы и компоненты необходимые для организации единой системы управления физическими активами. Это единое решение для всех типов фондов: производственных, транспортных, энергетических, инфраструктурных, коммунальных и, конечно же, ИТ-активов.

Схема подключения необходимых модулей позволяет достигнуть двух целей:
1. Исключить ненужные элементы
2. Включить необходимые элементы

Это кажется логичным до банальности, но на самом деле далеко не все аналогичные платформы позволяют совершать эти две элементарные операции, вследствие чего люди, которым приходится работать с этими инструментами, путаются в их функционале и назначении, а порой вообще не понимают, «зачем все это нужно».
IBM Maximo состоит из четырех основных компонентов: I. единого интерфейса; II. единых средств конфигурации; III. единых процессов и IV. единой подсистемы данных. Все инструменты работают в рамках единой системы, где не требуется интеграция внутренних механизмов. Добавление нового модуля не требует специальной настройки, а значит экономит время и деньги.
IBM пошла революционным путем, представив управление фондами в виде управления сервисами (потому что работа физического актива, по-сути, и представляет собой сервис, то есть службу).
Интерфейс Maximo построен на базе архитектуры J2EE, а значит не требует установки клиентского ПО или оборудования в системе — пользователи работают с системой с помощью браузера, что убирает узкие проблемы совместимости.
Принцип «ролевого доступа» — еще один интересный момент, который IBM интегрировала в свой продукт. Каждому пользователю системы присваивается определенная роль в общей работе, а интерфейс программы подстраивается под эту роль, предоставляя именно тот объем функционала, который необходим для выполнения обязанностей.
Объединяя все вышесказанное, можно констатировать последний факт:
Факт четвертый — программный продукт, представляющий собой единый инструмент автоматизации всех процессов управления физическими активами, обеспечивающий полную интеграцию и взаимодействие пользователей в рамках текущих процессов, поддерживает единую модель безопасности и реализует эскалацию экстренных мер в случае появления проблем, будет близким к идеальному продукту, одно внедрение и обучение работы с которым начнет приносить ощутимую пользу всему бизнесу.
Я уже рассказывал о том, как в голландском аэропорту Схипхол организовали эффективную систему управления и транспортировки багажа на базе RFID меток, но на самом деле платформа Maximo позволяет гораздо большее: увидеть всю информацию, поступающую из фондов, в реальном времени и понять, что нужно сделать для того, чтобы оптимизировать производственную цепочку или повысить эффективность многих процессов.
Приведу еще один пример — концепция «разумного здания», которая сегодня очень активно развивается во всем мире и содержит в себе не один десяток основополагающих принципов (экологичность, энергоэффективность и т.д.), подразумевает интеграцию всех систем в единую информационную систему с централизованной точкой «выхода» информации — это IBM Maximo. Эта платформа позволяет привязать разнородную информацию к активам и рассмотреть их взаимную связь, то есть влияние, друг на друга. Например, кондиционер, установленный в таком здании, будет является частью системы кондиционирования, компонентом системы энергообеспечения и энергосбережения. Вы увидите все роли, которые выполняет тот, или иной, актив — еще недавно подобные данные были сильно искажены, а если точнее, то данные получаемые из подобных систем, были очень узкими.
Зачем необходима подобная интеграция? Для получения более четкой картины происходящего, основываясь на аналитических системах и инструментах информационной поддержки принятия решений. Я думаю, что это очевидно — чем больше вы знаете о том, какую роль играет та, или иная деталь, в работе единого механизма, тем больше вы понимаете о всем механизме в целом. Именно это и является конечной целью создания и существования таких платформ, как Maximo.
Напоследок — небольшая success story, а в следующей публикации я расскажу о примерах реального внедрения платформы на российских предприятиях и о том, какой результат это принесло бизнесу, как взаимосвязанному организму.


Comments