10 ошибок кандидатов во время собеседования

Отправлено 11 дек. 2011 г., 23:30 пользователем Работа КА   [ обновлено 12 июл. 2013 г., 05:13 ]
Поиск работы – дело непростое, многие соискатели испытывают стресс, даже когда просто просматривают список вакансий на сайте. Когда же дело доходит до собеседования, ситуация ещё обостряется. Что мешает успешно пройти собеседование? Вот 10 главных ошибок, которые допускают соискатели. Если вы хотите, чтобы интересная вакансия досталась вам, лучше не допускать этих промахов.

Ошибка первая. Кандидат идёт на собеседование без подготовки


Во-первых, нужно подготовиться к ответу на самые разнообразные вопросы интервьюера. Об этом можно почитать здесь: Для тех, кто ищет работу: трудные вопросы на собеседованииО чём спросят на собеседовании? Каверзные вопросы на собеседовании.


Во-вторых, нужно собрать информацию о самой компании: как минимум – посетить её сайт, узнать, чем именно она занимается и так далее. Отсутствие интереса к компании многие HR-менеджеры трактуют как безразличие кандидата: ему всё равно, куда идти. Даже если вам действительно всё равно, на собеседовании такую установку лучше не демонстрировать. Поэтому поинтересуйтесь заранее историей компании, её современным состоянием, проектами. Тем более, что далеко идти вам не придётся: основную информацию вы найдёте в интернете, достаточно зайти в раздел «О компании», «О нас» и пр. на корпоративном сайте.


Ошибка вторая. Неподходящий стиль одежды


Несмотря на то, что, как известно, «работает не костюм, а человек», многие HR-специалисты обращают внимание на то, как одет кандидат. Во-первых, в некоторых сферах (например, в банках, инвестиционных фондах, юридических компаниях) по-прежнему принят довольно строгий и консервативный стиль одежды. Традиционно более вольный стиль одежды встречается в ИТ-компаниях, но и там это – не общее правило, многое зависит от позиции кандидата. Например, даже в самой расслабленной на тему дресс-кода организации вполне могут потребовать более строгого стиля одежды от специалистов по работе с клиентами.


Но есть и другая причина. Умение кандидата одеться подходящим образом говорит о социальном интеллекте кандидата, его понимании «правил игры» и готовности им следовать. Собеседование – чаще всего довольно официальная «деловая игра», со своими правилами, поэтому желательно продемонстрировать социальный интеллект и знание этих правил. Это не значит, что на собеседование нужно ходить исключительно в строгом костюме. Нужно ориентироваться, исходя из компании, позиции и самой ситуации.


Ошибка третья. Неразвитые навыки деловой коммуникации


Точнее, это не совсем ошибка, — скорее недостаток, от которого нужно избавляться, и не только ради успешных собеседований.


Некоторые кандидаты не считают нужным поздороваться, представиться, стараются не смотреть в глаза собеседнику, ведут себя пассивно, не проявляя интереса к разговору. Иногда создаётся ощущение, что кандидат сделал одолжение компании, придя на собеседование, и с этого момента он считает свой долг выполненным, хотя на самом деле – это только начало. HR-специалисты обычно учитывают, что представители разных профессий общаются по-разному. Например, от бухгалтера или программиста обычно не требуется таких коммуникативных навыков, как от менеджера по работе с клиентами. Но минимальные навыки коммуникации должны быть, по мнению рекрутеров, у всех кандидатов.


Поэтому, на какую бы позицию вы ни претендовали, лучшие результаты на собеседовании приносит совсем другая тактика: доброжелательность, уверенность (без излишнего напора), активность, готовность поддерживать хороший контакт с собеседником во время собеседования, интерес к беседе.


Ошибка четвертая. Нарушение простых норм этикета


Если собеседование действительно важно для кандидата, то нужно сосредоточиться именно на нём. Это значит, что звонок мобильного телефона во время интервью должен быть отключён (и виброзвонок – тоже). То есть, вы не отвечаете в это время на звонки, не звоните сами, не хватаете коммуникатор, чтобы посмотреть, кто написал вам в icq, от кого вам пришло письмо на почту и т.п.


Приходить на собеседование со стаканом кофе в руке, бутылочкой кефира, сока и «прикладываться» к ним во время собеседования тоже крайне не рекомендуется. Предполагается, что взрослый человек в состоянии немного потерпеть, и дождаться конца интервью. Такие случаи не так редки, как можно предположить. По наблюдениям рекрутеров, примерно из 15-20 кандидатов один обязательно приходит на собеседование с чем-то съедобным, некоторые уверенно и «со знанием дела» располагают свои запасы на столе в переговорной комнате.


Ошибка пятая. Чрезмерная разговорчивость


Такое поведение кандидатов особенно раздражает интервьюеров. Некоторые соискатели как бы не слышат вопросов, и стремятся, во что бы то ни стало, последовательно и со всеми подробностями изложить всю свою биографию. Как правило, адепты «былинного жанра» не попадают на второй этап собеседования. Если кандидат не слышит вопросов рекрутера, то последний не будет рисковать своей профессиональной репутацией, приглашая такого кандидата на собеседование с руководителем: ведь велики шансы, что ситуация повторится и там.


Ответы на вопросы должны быть чёткими и по существу. Это не значит, что надо отвечать односложно, чаще всего от кандидата требуются достаточно подробные ответы. Но нужно стараться «отделять зёрна от плевел»,не перегружать ваш ответ лишними деталями и второстепенными подробностями и формулировать ответ как можно точнее.


Ошибка шестая. Односложные ответы


Иногда даже хорошие специалисты на собеседовании ведут себя крайне замкнуто: держатся угрюмо, смотрят мрачно, всем своим видом показывая, что «партизанить» они будут до последнего, и никаких «секретных сведений» вы от них не получите.


Но проблему они создают только себе: рекрутер потратит на кандидата стандартные полчаса-час, после чего сделает свои выводы и обратит внимание на другого кандидата. А «партизан» получит возможность молчать дальше.


Ошибка седьмая. Сообщение неопределённой и расплывчатой информации о себе


Возможно, вам придётся заполнять анкету, или подробно беседовать о ваших прошлых местах работы. Поэтому вы должны чётко знать названия компаний, в которых работали, даты, когда вы устроились туда, и когда уволились. Нужно уметь чётко, без туманных фраз объяснять причины ваших действий на протяжении всей вашей карьеры (причины увольнений, повышений и пр.)


То же самое касается информации об образовании, а также – ваших целей в настоящее время. Универсальное правило «кто ясно мыслит – ясно излагает», действует и во время собеседования.


Ошибка восьмая. Неверные ответы на вопросы


Когда вам задают вопрос, не кидайтесь отвечать, не подумав. Долгая пауза – тоже не вариант, но вам, в любом случае, нужно собраться с мыслями, сформулировать правильный ответ. Несколько неверных или неподходящих ответов быстро исключат вас из списка претендентов.


Чтобы не ошибиться лишний раз, внимательно слушайте, что рассказывает о позиции HR-специалист, какие он задаёт вопросы, как реагирует на ваши ответы. Это поможет вам сориентироваться. Если вы знаете, что какие-то умения и навыки считаются ключевыми для этой вакансии, не спешите сообщать, что именно это у вас получается плохо.


Ошибка девятая. Очернение прошлых работодателей


Даже если вы считаете, что ваш руководитель – идиот, в компании работают сплошь тупицы и негодяи, а свою работу вы просто ненавидите, не надо говорить об этом на собеседовании. HR-специалист видит вас первый раз, и оценить правоту ваших слов он/она не может. Но жизненный опыт показывает, что все работники компании не могут быть «как на подбор» тупицами и негодяями. Поэтому такой отзыв в первую очередь плохо характеризует самого соискателя.


Мир гораздо теснее, чем многие думают. Ваша прошлая компания вполне может оказаться партнёром или клиентом той компании, куда вы пришли на собеседование. И впечатление о вашем прошлом работодателе здесь может быть совсем другое. Вашу персональную ситуацию внутри компании интервьюер всё равно не представляет, а принимать точку зрения незнакомого человека, основываясь только на его словах, никто не станет. При этом никого не вдохновляют перспективы получить работника, который после увольнения будет отзываться о компании подобным образом.


Даже если вы крайне недовольны вашим последним местом работы, описывать прошлого работодателя следует сдержанно, без излишних эмоций и ярких эпитетов.


Ошибка десятая. Уход «по-английски»


Если вам кажется, что собеседование прошло неудачно, постарайтесь довести его до конца так же, как если бы всё шло отлично. Поблагодарите интервьюера за уделённое время и внимание, уточните, каков порядок ваших дальнейших действий, не забудьте попрощаться. Даже если по каким-то причинам кандидат не подошёл на текущую вакансию, но произвёл хорошее впечатление, у него есть шансы на продолжение общения в дальнейшем: могут появиться другие вакансии, может открыться новый офис и т.п.


Но у кандидата, который вырывается из переговорной комнаты подобно урагану, не попрощавшись и хлопнув дверью, таких шансов нет. Поэтому лучше придержать эмоции, вы позволите себе их выразить чуть позже, за пределами компании.


zarplata.ru

Comments